Работы

Название

"Abduction"

Рекламируемый продукт

Gender-based violence prevention program in Kyrgyzstan

Идея

ПРЕДЫСТОРИЯ: По данным ООН, в Кыргызстане треть заключенных браков происходит в результате "ала качуу". “Ала качуу” -- это обряд похищения девушек для насильственного принуждения к браку. Для многих девушек, ставшими жертвами подобного похищения, возвращение домой бывает проблематичным. Часто родители отказываются принять собственную дочь, так как в народе это считается позором. Нередко девушки, жертвы "ала качуу", пережив физическое или сексуальное насилие, кончали жизнь самоубийством. Подобные случаи получали широкое освещение в СМИ. Однако, в сельских регионах Кыргызстана многие оправдывают так называемое “похищение невест”, считая это народной традицией. Кроме того, реакция милиции тоже является достаточно пассивной в случае "ала качуу", т.к. сотрудники правоохранительных органов не считают, что имеют дело с настоящим преступлением. Несмотря на то, что Уголовный кодекс предусматривает серьезное наказание за "ала качуу" в виде лишения свободы от 5 до 7 лет. ЗАДАЧА: Программой развития ООН и Детским Фондом ООН в Кыргызстане была поставлена коммуникационная задача сформировать новый нарратив: "ала качуу" -- это уголовно наказуемое преступление. РЕШЕНИЕ: Для решения этой задачи было принято решение использовать формат короткометражного игрового фильма и распространять его в социальных медиа и цифровых платформах (в первую очередь - YouTube). Хронометраж -- 15 минут. Наиболее популярным контентом в кыргызскоязычном интернете являются местные фильмы, а YouTube-кинотеатры набирают миллионные просмотры и сотни тысяч подписчиков. Для написания сценария фильма были проведены интервью с жертвами похищения, специалистами по гендеру, а также изучены тематические форумы и паблики, где женщины делятся историями "ала качуу". СИНОПСИС ФИЛЬМА: Девушка по имени Ажар живет с матерью, в то время как отец находится в России на заработках. Ажар после занятий в школе похищает незнакомый парень с друзьями. Мать Ажар, отчаянно нуждаясь в поддержке, обращается к соседу Баатыру, который решается помочь несчастной женщине. В результате исследования был определен ключевой эпизод. Когда похищенная девушка отказывается остаться и собирается уйти, мать или бабушка похитителя ложится на порог двери и грозится проклясть девушку, если та перешагнет через нее. Удивительно, на даже образованные девушки -- эмоционально и физически сломленные на тот момент -- часто не решаются сделать это и остаются. В фильме этот момент является наиболее кульминационным. Баатыр (сосед Ажар) берет девушку на руки и сам перешагивает через бабушку на пороге -- фигурально и буквально перешагивая через дикую традицию. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ: Закладывался риск негативной реакции: возмущения из-за неуважительного изображения традиций -- из-за сцены перешагивания через пожилого человека. Однако, выход фильма совпал с резонансным событием. Настоящую девушку по имени Бурулай похитил парень и затем убил прям в отделении милиции, зарезав ножом. История обрела республиканский масштаб: президент взял это дело на личный контроль. В конце фильма были добавлены титры: "Светлой памяти Бурулай посвящается".

credits

Режиссер и автор сценария: Азим Азимов Продюсеры: Аскат Жанузаков, Айкокуль Ибраева Оператор-постановщик: Талант Ургазиев Монтаж: Алымбай Асымов Графика: Азамат Бакыт уулу Звукорежиссер: Нурланбек Камчыбеков